Заходите на наш форум!
Гостевая книга - оживлённое местечко
Всё, что связано с картами и Сатино
Стихи, тексты песен с выступления, воспоминания...
Про предшественников
Фотографии
опросы общественного мнения

Аршан

Лучше гор могут быть только горы
На которых ещё не бывал

Выбравшись из автобуса, мы увидели то, что является базой Географического факультета Иркутского государственного университета – деревенский дом с участком земли. Как раз в то время, когда прибыла наша группа, иркутские студенты собирали свои палатки и рюкзаки, готовясь к погрузке в автобус. Проводив местных географов, мы осмотрелись вокруг и разместились. В отличие от иркутян, жить нам предстояло на полу в спальных мешках внутри дома, а не в палатках, коих у нас не было. На участке не было никакого сантехнического оборудования. Ванной, источником питьевой воды и раковиной для мытья посуды служила горная речка Кындарга, ветвившаяся многочисленными рукавами на усыпанной разнообразными камнями ярко-зелёной пойме, расположенной в десяти метрах от нашей ограды. Особенно трогательным и впечатляющим был способ приготовления пищи – это происходило самым естественным образом, на специально устроенном для костра очаге на территории под навесом, для чего приходилось колоть дрова. Эта процедура очень полюбилась многим членам группы, в том числе и автору этих строк, который за три проведённых в Аршане дня значительно улучшил навык раскалывания разнообразных осиновых, берёзовых и сосновых поленьев как топором, так и колуном. Всеобщим любимцем стал красивый розовый котёнок, обитавший на участке. На каждые полдня назначались дежурные, в обязанности которых входил присмотр за вещами и лагерем, а также приготовление пищи. Стоит отметить, что еда, которую готовили из взятых с собой их Иркутска продуктов, была восхитительно вкусной или по крайней мере казалась такой после продолжительных походов, в процессе которых накапливались усталость и аппетит. В первый день мы совершили небольшую обзорную экскурсию по посёлку Аршан. Первое, что бросилось в глаза – это вышеописанная пойма реки, вокруг которой посёлок и располагается. Второе – конечно, великолепные пейзажи Восточных Саян, хребты которых были видны из посёлка. Именно в направлении горного хребта мы и направились. На краю посёлка находится ограда, отделяющая его территорию от территории парка. У входа в парк множество местных жителей торговали различными товарами: китайскими сувенирами, кедровыми орешками, душистыми горными травами. Та же находились беседки с минеральными источниками и священный лес, стволы деревьев которого все сплошь обвязаны повязками из ткани, этикеток от лимонада, целлофана, обёрток от мороженого и так далее. Вскоре мы подошли к подошве хребта, в который врезалась река. Постепенно поднимаясь, мы оказались на краю обрыва, под которым она несла свои воды через горное ущелье в Аршан. После того, как мы прошли некоторое расстояние по краю, мы увидели водопад, у которого толпилась масса туристов. На этом участке почти каждый крупный камень в реке и утёс, выступающий из воды, был исписан красками и мелом. Пройдя ещё немного, за водопад, мы пошли вверх по долине. Но для этого пришлось преодолеть довольно внушительный перевал. Это было нелёгкой задачей, которая осложнялась многочисленными мохнатыми чёрными гусеницами, то и дело попадавшимися под руки. Тем не менее перебежками от дерева к дереву мы забрались наверх, а после небольшого привала спустились вниз, перевалив через небольшой хребет. С его вершины открывалась захватывающая дух панорама долины горной реки. Потом мы дошли до небольшой запруды, образовавшейся в потоке, и некоторые из нас даже ухитрились здесь искупаться. Затем мы ещё немного прошли вверх по реке и после этого вернулись обратно, на пути после выхода из парка навестив буддийский дацан, находившийся на другом берегу реки. Мы вернулись домой и, поев вкусный ужин и поколов вдоволь дров, легли спать.
Следующий день начался серым дождливым утром. Части группы предстояло совершить восхождение на ближайшую гору – пик Любви, абсолютная высота которого превышает 2200 метров. За день до этого мы уже подбирались к её подножью, но мы понимали, что походить возле горы и дойти до вершины – это совершенно разные вещи. Другая же часть группы осталась по собственному желанию в лагере, отдыхать, спать, готовить и охранять собственность. Итак, наша часть группы, возглавляемая Юрием Юрьевичем, выдвинулась к пику Любви. Перед восхождением мы сфотографировались. Лица наши выражали решимость дойти до вершины, а также предчувствие предстоящих трудностей. Пройдя по знакомому маршруту к парку, разбитому у подножия горы, мы начали своё восхождение. Тут же мы поняли, что тот небольшой перевал, который мы переходили ещё вчера – это пустячок по сравнению с крутыми склонами горы. Не будет преувеличением сказать, что большую часть пути нам пришлось преодолевать по склонам, крутизна которых превышала 30 градусов, порой угол доходил до 60 градусов. Достигнув первой промежуточной вершины, мы, наконец, устроили небольшой привал на несколько минут. Нас ждала ещё целая тысяча метров тяжёлого подъёма. После нескольких фотографий мы продолжили путь. Устраивая привалы на каждом небольшом возвышении, коих за подъём встретилось с полдюжины, мы любовались захватывающим видом долины, на которую под нами наползали плотные облака. Вскоре мы услышали впереди себя какие-то крики и разговоры. Попытки наладить голосовую связь ни к чему не привели, но стало ясно, что впереди нас к вершине идёт ещё одна группа. Всю дальнейшую дорогу мы пытались её догнать. Тем временем мы заметили росшие вокруг нас горные цветы, из которых особенно выделялись жёлтые горные лилии. Многие участники восхождения начали плести по пути из них венки, чтобы потом подарить женской половине нашей группы. Это было довольно трудно с учётом того, что многие из них попутно несли рюкзаки, цеплялись за деревья, а кое-кто тащил девчонок к вершине чуть ли не на руках. Долгое время мы шли вперёд и вверх, пока наконец моросящий дождь из-за изменения температуры и высоты не превратился в мощный обложной. Мы все вымокли до нитки, даже те, кто предусмотрительно взял с собой дождевые плащи. Особенно неприятным было ощущение потому, что перед этим мы все вспотели, все свои силы вкладывая в подъём. В таком мокром состоянии мы и продолжали подниматься к пику. Порой приходилось цепляться за деревья, иногда – лезть ползком по скалам. Но вот наконец подтвердился закон высотной поясности: нашему взору открылась зона субальпийской растительности, пришедшая на смену горной тайге. Мистически-прекрасный пейзаж туманных пиков в облаках придал автору этих строк второе дыхание, и он пошёл вперед. Усталость словно куда-то улетучилась. Наконец-то вдали удалось расслышать разговоры впереди идущей группы. У меня сразу возникло неудержимое желание её догнать. Я устремился вперёд, и мне это удалось. Я догнал их буквально за 300 метров до вершины. Оказалось, что это молодая пара из Ангарска с бурятом-проводником. Ещё ускорив шаг, я устремился вперёд. Каждый новый камень казался вершиной. Но вот наконец я увидел красный флаг и пик. Вся вершина была исписана надписями «Ангарск – 1995», «Вася+Маша=Любовь», «Петя здесь был» и так далее. Но впечатления это почти не портило, потому что вот он – пик любви, достижению которого был посвящён день и который мы ещё долго будем помнить. О, этот восхитительный горный ветер, со страшной силой несущий свои холодные потоки в вышине Саянских гор! О, скалы, поросшие высокогорной травой и ютящимися в расщелинах цветами! О, пьянящий воздух пика, вершины, горы, свободы, победы! Ведь для многих из нас это было первое восхождение в жизни. Юрий Юрьевич объяснял это невероятное ощущение воздействием космических лучей, которые в горах близки как нигде. А тем временем остальная часть группы хватилась меня – неудивительно, ведь второе дыхание у меня открылось как раз тогда, когда группа остановилась на очередной привал, и я потерял остальных из виду. Как я потом узнал, все очень волновались – не случилось ли со мной чего. Тем не менее, когда вершина горы была покорена всей группой, опасения были развеяны. Подъём продолжался в общей сложности четыре часа. Мы, усталые, устроили привал на подветренной стороне склона у самой вершины. Съев по три яйца, паре кусков хлеба и печенью и запив всё это водой, мы отправились фотографироваться. Многие при этом пожалели, что плёнка кончилась или что фотоаппарата с собой не было. Кадры получились великолепные. Мы продрогли до костей в ледяном ветре гор. Вскоре, после триумфа, мы начали спуск, который продолжался около двух часов. Спускались кто как мог – кто сидя, кто стоя, кто почти лёжа, кто перебежками от дерева к дереву. По пути мы не забывали собирать цветы. Представительницы группы придумали оригинальный способ утолять жажду – засовывали головы в траву и пили росу. Наконец, спуск был окончен, и мы вернулись в лагерь, усталые, но с победным настроением. После того, как мы подарили букеты нарванных горных цветов, нас ждала вкусная еда. Вечер закончился ужином и долгими спорами на кухне и у костра.
В последний день после позднего подъёма группа разделилась, и все разошлись по интересам – кто-то исследовать долину реки в горах, кто-то закупаться китайскими сувенирами, кто-то питаться настоящим (даже узбек-повар там настоящий) узбекским пловом в местном заведении общепита, кто-то дежурить по лагерю. Но в 3 часа дня надо было уезжать – нас ждал автобус. Нам было очень жаль покидать этот маленький уголок Бурятии, с которым у нас связано столько воспоминаний. Напоследок четыре человека поучаствовали в импровизированной регате на участке, расположенном в чистых водах Кындарги (кораблики были сделаны из коры и дерева). Но, как это ни печально, пора было отправляться в дорогу. Мы погрузились в жаркий автобус, который быстро набрал ход. И вот он уже уносит нас от этого горного рая, от места, ставшего родным для всех нас.