О себе и не только
Я родился 19 мая 1984 года в Москве. В день моего рождения велись прямые репортажи с Красной площади и по всей стране шли народные гуляния,. Да нет, не только поэтому…)) Этот день – один из красных дней советского календаря. 19 мая октябрята становились пионерами, они на торжественных линейках давали не менее торжественную клятву верности (идеалам партии, конечно)), а потом пионеры страны пели песни у костра о том, что они дети рабочих. Каким же ещё образом можно было отметить день рождения Всесоюзной пионерской организации им. Ленина? Самому быть принятым в свой день рождения в пионеры и стать обладателем красного пионерского галстука не довелось : всю пионерию и октябрятию прикрыли аккурат к моему первому школьному звонку. Красные галстуки в стране быстро перевелись (наверное, их по дешёвке экспортировали в Китай и КНДР), а вместе с ними исчезли понятия пионерского братства, сплочённости, организованности, ответственности и пр. Вот вам один из многочисленных ответов на вопрос, отчего наша КПСС стала возможной сейчас, была организована именно нашим поколением географов. Как говорится : «А теперь и ты испытай неизведанное…»)))
19 мая – национальный праздник и во Вьетнаме. Как никак, в этот день родился народный вождь Хо Ши Мин. А ещё это день рождения Н.М.Шверника, на улице в честь которого стоит ДАС (привет ДАСу!). 19 мая была основана Манила, в 1712 г. по указу Петра I стал столицей Петербург, а в 1999 г. Новгород стал Великим. Многие в этот день сдают какой-нибудь экзамен (сессия ещё не подошла к концу), часто к этому дню полгода готовится большинство геофаковских абитуриентов : олимпиаду по географии любят устраивать в этот светлый день, а метеорологи вспомнят о почти ежегодных заморозках 19 и 20 числа.
Так о чём я? Значит, родился я и был перевезён в «Российскую Швейцарию» - Одинцовский район Подмосковья, где жил до поступления на Геофак (это не следует понимать как то, что после поступления я стал жить на Геофаке).
Двух лет от роду меня отдали в первую и самую главную «мясорубку жизни» – детский сад)). Там мне привили, как водится, отвращение к некоторым кулинарным блюдам (терпеть не могу винегрет), а также к обязательному дневному сну. Уже тогда я начал интересоваться географией. Кто из географов не хранит нежных воспоминаний об атласе с жёлтой обложкой «Мир вокруг нас»? Кроме камеральных, так сказать, исследований я пытался проводить и полевые (обычно геоморфологические, благо копать можно почти везде))). Для одного из них целый отряд детсадовцев под, догадайтесь сами, чьим чутким руководством, выковырял яму чуть не метр глубиной. Зачем? Да так, до мантии докопаться хотели, а там, по моим тогдашним расчётам, до ядра вообще рукой подать. Не получилось, почему-то… Не там, наверное, копать надо было. После ряда таких неудачных экспериментов докапываться, непонятно почему, уже стали до меня… С тех пор я против пустых обещаний народу))). А с практической геоморфологией я до Сатино завязал…)))
Школьное время чудесное – отдельная песня. Тут кратко не получится, поэтому придётся очень кратко. Но начну издалека…)).
Село Успенское, где стояла, стоит и будет стоять моя любимая школа находится неподалёку от посёлка, где я почти безвылазно жил. Посёлок «Сосны» был основан в 20-30-е при одноимённом передовом доме отдыха для советских бонз. Последние несколько лет толстосумы повырубили лес и понастроили домов уже чуть ли не выгребных ямах, заполонили абсолютно всё. Но это другая история… Успенское знаменито не тем, что вместе с Рублёво дало название пресловутому Рублёво-Успенскому шоссе, а тем, что там жили и работали многие известные люди прошлого (Чехов, Левитан, Горький etc.) Ладно, чего-то я в краеведение залез…
Мне кажется, лишним будет сказать, что УСОШ (Успенская средняя общеобразовательная школа) – лучшая школа района. И это объективность, в отличие, скажем, от ответа спартаковского фана на вопрос о его любимой команде). Одна из старейших школ уже третий век выпускает в мир своих воспитанников (уж простите за пафос). Некоторые её ученики связали свою жизнь с Геофаком. Я, конечно же, не про себя, а про Н.Н.Дроздова, к которому любовь к биогеографии, хочется верить, пришла в школьные годы)).
Ну, вот, значит, учился я потихоньку.. В начальных классах невзлюбил я один предмет… Трудно сейчас поверить, но это было природоведение. Мучение изучением природы продолжилось в пятом классе и плавно перетекало в физгеографию 6 класса… Учитель был очень строгим, но я только после школы понял, что не будь его, эх, занимался бы сейчас какой-нибудь ерундой… Уже в 6 классе (!) мы работали с некоторыми измерительными топографическими приборами (за первую из таких работ, как сейчас помню, у меня был тройбан), каждый день дежурный делал отметки и записи о погодных условиях… Но из-за своих прогрессивных взглядов на косную систему образования в районе учитель и пострадал. Его попросили с занимаемых постов в министерстве и, чтобы не навести гнев властей на школу, ушёл и оттуда. Так мне пришлось в следующие четыре года привыкать к новому учителю географии, а потом к ещё одному и ещё… Да простят меня физгеографы, лишь только когда я стал изучать экономгеографию, понял, что эта наука не “одна из”, а главная. Вообще, к урокам географии готовился редко, чаще не готовился вовсе - пытался найти что-нибудь интересное по теме.
Зимы с 7 по 11 класс были напряжёнными. Мало того, что приходилось горбатиться по субботам, так ещё с начала декабря по март нужно было каждое воскресенье тратить на районные олимпиады в Одинцово, – просто необходимо было защищать честь школы. Конечно, получалось не всегда, и об этом не мне судить, но я старался. Честно. УСОШ всегда стояла костью в горле холёных одинцовских лицеев, даже в КВН, где, я надеюсь, мы до сих пор лучшие (УСОШ – чемпион!). В последние годы лицеи в районе стали культом, их ставили в пример, они, по замыслу чиновников, должны всегда и везде быть первыми как показатель их дальновидной политики в системе образования. Но вот незадача, - ничем они не выделяются на фоне средних школ… Скорлупу-то сделали золотую, а ореха внутри… Поэтому и возникла популистская необходимость их возвеличивания, например, почти все выпускники (!) становятся медалистами, т.е. каждый новый выпуск в одной такой школе – получи ещё полсотни обладателей бесполезных медалей. В итоге наш район оставил далеко позади другие районы Московской области по количеству медалистов на душу выпускного населения))). На олимпиадах вообще происходили иногда трагикомичные ситуации, когда от некоторых школ-лицеев с детьми соревновались учителя и аспиранты ВУЗов))).
На своей шкуре я тоже, как и многие, испытал результаты всей этой беготни за престижностью. Например, уже к выпуску у меня закрались сомнения, что по географическим олимпиадам, начиная с 8 класса, всё время вторые, да третьи места, - это несколько подозрительно. (Да и махнул бы я, как обычно, на это всё рукой, поскольку считаю, что только неисправимым себялюбцам нужны постоянные победы во всём, даже в игре в лото. А в мероприятиях типа олимпиад участвует всего-навсего больше народу, - вот и всё их отличие от простой игры). Однако совершенно случайно мне в выпускном классе (после того как закончилась не только районная, но и областная олимпиада, и результаты уже ни на что не влияли), попалась моя работа, в которой «заботливой» рукой были исправлены первоначальные баллы за правильные ответы, а в итоге я (бывает же такое!)) ) не добрал два-три балла до победных 120 ))).(Представляю, как расстроилось из-за этого РАНО)))) ). Мне-то на это было наплевать, но вот то, что какой-нибудь бедный шестиклашка или семиклашка в будущем станет в таких случаях заложником статуса своей школы, - перспектива не отрадная… Разуверится в пользе игр взрослых в образование.
Ну да ладно… Летом 2000 года я твёрдо решил (ну, почти решил…) поступать на Геофак. На решение повлияла, наверное, сдача выпускного экзамена по географии (его, как известно, сдают после 10 кл. по желанию), к которому мне понравилось готовиться. К тому же, я тогда сидел в экзаменационной комиссии)))))
К осени я записался на подготовительные курсы, которые, в общем-то, достаточно быстро закончились. Олимпиаду по географии мне зачли как десять баллов, а для сдачи математики было достаточно тройки, на что я этот экзамен и сдал.
Надеюсь, чтение всего этого вам не надоело. Хотя, если вы прочитали всего лишь первую и последнюю пару строк, наверное, я надоел вам не очень сильно))
MiLov
|